Размер шрифта:
A A A
Цвета сайта:
Ц Ц Ц
Изображения:
Закрыть панель
pochet@pochet.ru
+7 (499) 262-0-262, 8-800-775-22-42

Новости

Родина великих починов и людей

В 50-е годы на предприятии трудились легендарные машинисты – Герои Соцтруда Иван Фёдорович Панин, Виктор Григорьевич Блаженов, единственный за всю историю железных дорог дважды Герой Соцтруда Виктор Фадеевич Соколов. Символично, но следующий обладатель «Золотой Звезды» Юрий Николаевич Чумаченко пришёл в депо именно в 1957 году, его наставником был знаменитый машинист Виктор Яковлевич Лион, сопровождавший в феврале 1945 года Иосифа Сталина на Ялтинскую конференцию. Таким количеством прославивших отрасль имён не может похвастаться ни одно предприятие МЖД и, пожалуй, сети. Их документы, награды, личные вещи бережно хранятся в деповском музее, а также в памяти коллег.
– Мне посчастливилось быть лично знакомым с Иваном Фёдоровичем Паниным. Скажу просто и ёмко. Это был простой труженик нашего Советского Союза. Депутат Верховного Совета трёх созывов, лауреат Ленинской премии всегда оставался доступным. Очень эрудированный, грамотный и обаятельный человек, работавший во время войны на паровозе, за что был удостоен в 1943 году звания Героя Соцтруда. В честь прославленного железнодорожника в год празднования 70-летия Победы на здании музея открыли мемориальную доску,– в беседе с «Московским железнодорожником» рассказал председатель совета ветеранов депо, заслуженный работник транспорта, почётный железнодорожник и почётный ветеран МЖД Алексей Мамаев. – С Виктором Фадеевичем Соколовым мы были друзьями. Помню, он всегда ходил по предприятию с папкой под мышкой, там были записаны все трудовые показатели. Он вообще анализировал свою каждую поездку, сколько грузов перевёз сверх нормы, сколько топлива сэкономил. Вот такой был человек! Ну а если встретит молодого работника на предприятии, обязательно расспросит о его профессиональных планах. Виктор Фадеевич всегда уделял большое внимание развитию молодёжи.
Нынешняя плеяда столичных ветеранов хорошо помнит и первых участников субботника. С Кондратьевым, например, другой мой собеседник, председатель совета ветеранов Московско-Рязанского узла Евгений Радинский, в составе первой коммунистической бригады даже ездил в командировку в Оренбург на Всесоюзный слёт ударников коммунистического труда. В музее можно увидеть и фотографии знаменитых инициаторов субботника, их личные вещи и даже документы об окончании железнодорожного училища. Когда Евгений Фёдорович говорит о музее родного предприятия, он молодеет душой. Сколько сил пришлось вложить, чтобы экспозиция получила вторую жизнь!

– На месте, где вы сейчас стоите, раньше было два пути: на одном стоял старенький паровоз, на другом – тепловоз, – объясняет железнодорожник. – Вот эта колонна поддерживает актовый зал, то есть крыша у гипотетического музея уже была, ещё была одна стена. Оставалось только возвести ещё три, сделать пол, ремонт, закупить красивые витрины. С таким предложением я и бывший начальник депо Виктор Бирюков обратились к начальнику МЖД Владимиру Молдаверу. Владимир Ильич инициативу поддержал, к реализации планов были привлечены работники дистанций гражданских сооружений, энергетики, связисты и, конечно, самого предприятия.

В обновлённом виде музей встречает гостей вот уже пять лет. Первое, что сразу бросается в глаза, – многочисленные знамёна победителей соцсоревнования и политические агитационные плакаты «Окна ТАСС». Последние появились в музее в прошлом году. А обнаружены были случайно в архиве, как они туда попали, никто из деповчан не знает. Но на участников 97-го субботника, который состоялся 23 апреля этого года, постеры 40-х годов произвели сильное впечатление.

Не меньшую историческую ценность представляют и другие экспонаты. Например, скоростемер с паровоза швейцарского производства фирмы «Телос», учебный макет паровоза К40 в разрезе 1913 года выпуска, железнодорожный хронометр, сигнальные фонари и керосиновые факелы, при помощи которых когда-то освещались рабочие места железнодорожников.
– Депо основано в 1909 году для ремонта паровозов. Труд в те времена был очень тяжёлый. Колёса рабочие поднимали вручную, и в помещении было очень холодно. Но, судя по всему, коллектив был очень дружным. Все церковные праздники отмечали вместе, на них устраивали песнопения. Как видно по фотографиям, в цехе находился иконостас, – показывая на снимок, рассказывает методист музей Лилия Полякова. – Известно, что первые начальники депо при приёме на работу отдавали предпочтение людям с красивым голосом. А субботник в ночь с 12 на 13 апреля 1919 года был организован на Благовещение.

С экскурсоводом, признаюсь, мне снова повезло. Лилия Васильевна – широкой души человек, в числе тех, кто сегодня оберегает историю прославленного предприятия. О трудовой биографии депо она с удовольствием рассказывает школьникам и студентам, железнодорожникам и представителям других профессий. И неважно, сколько гостей к ней пожалует. Один – значит, только для него и проведёт экскурсию. Впрочем, однажды так и произошло. В прошлом году пришлось срочно из дома бежать на работу в музей, где её ждал житель республики Коми. Со второй попытки он отыскал-таки музей «Великий почин». Отказать в экскурсии такому посетителю Лилия Васильевна не могла.

Где, как не на Сортировке, можно прочувствовать всю глубину коммунистической идеологии. Здесь и благодарность товарища Сталина коллективу за собранные средства на строительство бронепоезда «Московский железнодорожник», и заповеди коллектива коммунистического труда, и многочисленные подарки от коллег из бывших социалистических стран (Чехословакии, Вьетнама, ГДР, Венгрии), а ещё снимки со счастливыми лицами трудящихся и артистов, выступающих прямо в цехах.
– Раньше субботник был настоящим событием, праздником в масштабах всей страны. К нам часто приезжал первый секретарь МГК КПСС Виктор Гришин. У нас выступали Муслим Магомаев, Валентина Толкунова, Поль Робсон, актёры театра им. Маяковского также часто посещали предприятие, – продолжает Лилия Васильевна. – Митинги проводили прямо на паровозе, который отремонтировали участники первого субботника.

Старенький, но очень ухоженный локомотив является центральным экспонатом музея и сегодня. Он, как и многие работники депо, прошёл Великую Отечественную. Пропал без вести, а обнаружен в 1959 году в леспромхозе Хабаровского края, в чём большая заслуга бывшего председателя совета ветеранов Александра Жаринова. С Дальнего Востока паровоз вернули на родину. 12 апреля 1959 года в честь празднования 40-летия первого субботника он был установлен на вечную стоянку в Москве-Сортировочной.

Впрочем, обо всех экспонатах первого на Московской дороге музея и не напишешь. Всё же музеи лучше посещать. Приходите на родину великих починов и великих людей. Здесь всегда рады гостям.



По материалам газеты "Гудок"
От 10 июня 2016 №95