+7 (499) 262-0-262, 8-800-775-22-42
pochet@pochet.ru

Биография

Наркомат путей сообщения с 24 февраля 1924 г. по 11 июня 1930 г. возглавлял Я. Э. Рудзутак.

Родился Ян Рудзутак в семье батрака на хуторе Цауни в Курляндской губернии России (ныне Латвия) в августе 1887 г. Начальной грамоте выучился в приходской школе. С детства батрачил на богатеев, а затем работал закальщиком на инструментальном заводе "Отто Эрбе". Участвовал в революции 1905 г. Либих, как его в целях конспирации называли товарищи, был в 1906 г. кооптирован в состав рижского комитета РСДРП.

В 1907 г. в Виндаве (Вентспилс) Яна арестовали по доносу провокатора. 10 лет провел он в одиночке Бутырской каторжной тюрьмы. Здесь юноша много читал и даже самостоятельно изучил немецкий, английский и французский языки. Свержение царизма открыло двери застенка, и Ян сразу же включился в политическую деятельность. Работал в профсоюзе текстильщиков, затем железнодорожников.

В результате многолетнего пребывания в царских тюрьмах Ян Эрнестович заболел туберкулезом легких. От недоедания и переутомления в 1920 — 1922 гг. процесс обострился и началось кровохарканье, но Рудзутак любое дело выполнял добросовестно, с присущей ему аккуратностью и деловитостью. Товарищи отмечали его широкий кругозор, энциклопедическую эрудицию, любовь к литературе и искусству, особенно киноискусству, организованность, спокойствие и рассудительность, глубокое уважение к труженикам и величайшую скромность.

С 1917 по 1920 г. Я. Рудзутак возглавлял Московский совнархоз, руководивший промышленностью и транспортом губернии. Пленум ЦК РКП (б) 23 сентября 1920 г. поручил ему возглавить комиссию для рассмотрения дела о заказе паровозов за границей. В 1924 г. он был избран секретарем ЦК РКП (б).

В феврале 1924 г. Я.Э. Рудзутак был освобожден от обязанностей секретаря ЦК и назначен наркомом путей сообщения. В первом же интервью корреспонденту газеты "Гудок" он отметил три направления предстоящей деятельности наркомата: переход транспорта на бездефицитное существование, т. е. достижение рентабельной работы; налаживание тесной связи транспорта со всеми отраслями народного хозяйства, особенно с металлопромышленностью; укрепление материальной базы транспорта и улучшение материального положения транспортников.

Став наркомом путей сообщения, Я.Э. Рудзутак тщательно изучал железнодорожное и водное дело, не стеснялся учиться не только у специалистов, но и у рядовых работников. Особенно признателен он был Ивану Николаевичу Борисову. И. Н. Борисов — инженер, воспитанник Петербургского института инженеров путей сообщения. В ведомстве путей сообщения работал с 1911 г., был товарищем (заместителем) министра путей сообщения. После Октябрьской революции И.Н. Борисов стал работать в НКПС и в 1923 г. был назначен заместителем наркома.

Новый наркомпуть в марте 1924 г. выступил с докладом "Наш транспорт и его больные вопросы". В апреле совершил поездку по дорогам Юга и портам Черного моря, а 17 апреля 1924 г. на VII съезде железнодорожников страны сделал доклад "Транспорт в общей системе народного хозяйства", в котором отметил, что "медленный грузооборот, несвоевременная или недостаточная подача вагонов и т. д., непосредственно отзываются на остальных отраслях хозяйства", говорил о внедрении хозрасчета в транспортной отрасли, назвал дороги, работающие рентабельно, на которые можно было равняться.

Первостепенное внимание уделял Ян Эрнестович расстановке и подготовке кадров, ибо наблюдалась чрезмерная концентрация инженерно-технических работников в правлениях дорог, в округах, и главным образом в наркомате, и дефицит квалифицированных специалистов на линии. Подготовка новых кадров через рабфак выдвигалась им как важнейшая задача.

Высшие технические курсы были слиты с Московским институтом инженеров путей сообщения и образован Московский институт инженеров транспорта (МИИТ), при котором был создан рабфак. Институт стал главным центром подготовки специалистов для железнодорожного транспорта.

Постоянно в поле зрения наркомпути находилось путевое хозяйство, так как 40 % мостов и 30 % пути в конце 1924 г. были в таком состоянии, что пропускная способность дорог использовалась наполовину. Более 10 лет железнодорожный транспорт фактически не получал новых рельсов, железнодорожное полотно износилось.

Новый нарком занимался проблемами тягового хозяйства, в частности, применением электровозов и тепловозов, следил за ходом работ по проектированию тепловозов. После пробных поездок опытных образцов тепловозов, созданных по проектам Ю.В. Ломоносова и Я.М. Гаккеля, он писал в "Гудке" в феврале 1925 г.: "Можно считать, что дизель для транспорта завоеван, в связи с этим надо завоевать наши машиностроительные заводы для дизелестроения. Только при широкой постановке постройки тепловозов у нас, на наших заводах, можно рассчитывать пользоваться тепловозами не только как редкостной игрушкой, но как серьезной, экономичной тяговой силой".

Однако добиться серийного выпуска магистральных тепловозов ему не удалось.

В этот период были сделаны и первые шаги в области электрификации. В июле 1926 г. открылось движение поездов на первом электрифицированном участке Баку — Сабунчи, в 1929 г. пошли электропоезда на пригородном участке Москва — Мытищи.

Благодаря настойчивости Я.Э. Рудзутака было принято решение о подготовке на Луганском заводе производства мощного отечественного паровоза, серийный выпуск которого начался позднее, в 1932 г.

В ноябре 1926 г. было принято решение о строительстве Турксиба. Наркомпуть постоянно интересовался ходом работ на этой стройке. После завершения Строительства в апреле 1930 г. Рудзутак направил телеграмму на имя начальника строительства В.С. Шатова: "Поздравляю со смычкой южного и северного участков Турксиба, прошу передать благодарность всем рабочим, техническому персоналу и руководителям постройки".

Постоянную заботу проявлял Я.Э. Рудзутак о работниках железнодорожного транспорта, об укреплении трудовой дисциплины, от которой во многом зависела безопасность движения поездов. Выезжая на дороги, нарком непременно посещал депо и другие предприятия, выступал перед железнодорожниками, беседовал с ними. Для повышения производительности труда на транспорте, считал Я.Э. Рудзутак, требовалось не только улучшение организации производства, но и проявление постоянной заботы о людях, о их заработке, жилищных условиях и снабжении.

Улучшение работы железнодорожного транспорта упиралось, конечно, в индустриализацию страны, в строительство новых заводов и создание совершенно новых отраслей промышленности. Но и перед железнодорожным транспортом индустриализация ставила новые задачи обеспечения перевозок все возраставшего количества народнохозяйственных грузов. В 1929/30 хозяйственном году (последнем году работы Я.Э. Рудзутака на транспорте) грузооборот железнодорожного транспорта на 77 % превысил уровень, достигнутый перед первой мировой войной.

С 1926 г. Я. Э. Рудзутак — член Политбюро ЦК ВКП(б). В начале первой пятилетки (1928 г.) наряду с другими обязанностями ему поручено возглавить комитет по химизации народного хозяйства — создавалась химическая индустрия страны. .11 июня 1930 г. просьба его об освобождении от обязанностей наркома путей сообщения ввиду перегруженности была удовлетворена.

Во главе Наркомата путей сообщения Ян Эрнестович находился шесть лет — с конца восстановительного периода до начала индустриализации страны.

Жизнь его оборвалась в 1938 г.

А.Д. Марченко

Свяжитесь с нами
+7 (499) 262-0-262
8-800-775-22-42

107174, Москва, ул. Новая Басманная, д. 2
В будни мы работаем
пн-чт: с 8:30 до 17:30
пт: с 8:30 до 16:15
сб и вс: выходные