Советы ветеранов

Тындинский региональный Совет ветеранов

Магистраль стала их судьбой

Александр и Татьяна Сухановы верны БАМу уже 44 года. Почётными пассажирами поезда «Юбилейный», курсировавшего по Тындинскому территориальному управлению в первой половине июня, стала семейная пара Татьяны и Александра Сухановых. Супруги отправились в путешествие по БАМу по приглашению председателя Тындинского регионального совета ветеранов. За три дня побывали на семи станциях – Хани, Олёкма, Юктали, Чильчи, Лопча, Ларба и Хорогочи.

Во время турне бывшие труженики магистрали фотографировались с бамовцами, кружились в вальсе на привокзальных площадях. Мелодии, популярные в 80-х годах прошлого века, так вдохновили пенсионеров, что они позабыли о своих годах. 

На «стройку века» наши герои приехали в 1975 году из Забайкалья. К тому времени оба имели опыт работы на железной дороге – Татьяна трудилась дежурным по станции Чернышевск, Александр – там же электромехаником СЦБ. У молодых родителей уже подрастала дочь Елена, когда они, вдохновлённые информационными сводками о комсомольской стройке, решили поменять свою размеренную жизнь на запах тайги, романтику и довольно расплывчатые перспективы.

– Нам было 22 и 24 года, мы не задумывались о предстоящих трудностях, – говорит Татьяна Ивановна. – Тогда о БАМе постоянно рассказывали по радио, сообщали, что туда едет молодёжь со всей страны. Вот мы и решили испытать себя.

Оставив трёхлетнюю дочь с родителями, Сухановы отправились на разведку. И сразу же столкнулись с логистическими трудностями. Первой остановкой стал посёлок Тахтамыгда, откуда Александр и Татьяна собирались лететь вертолётом. Но из-за нелётной погоды продолжили свой путь в молодой город Тынду на самосвале МАЗ. Грузовик высадил путников в 84 километрах от города, дальше они добирались на попутках. В поисках работы пришли в Отделение временной эксплуатации (ОВЭ), где Александру сразу же предложили должность электромеханика связи. Ему и его коллегам предстояло запустить станцию Тында, которая в тот момент состояла всего лишь из двух приёмоотправочных путей и одной стрелки.

– ОВЭ «Бамстройпуть» находилось в районе сегодняшнего стадиона «БАМ», под мостом через реку Тында, – вспоминает Александр Суханов. – Жена поехала обратно к ребёнку, а мне предоставили место в «бочке Диогена» – так называли переоборудованные под общежитие цистерны. Точно такая же сейчас стоит в нашем Музее истории БАМа. В бочке мы жили вчетвером – я и связисты из Украины и Азербайджана. Места хватало, ведь из вещей у нас была только одежда. Водяной котёл отапливался углём и дровами, даже была маленькая кухня, но питались мы чаще в столовой. Кстати, экспонат музея «Бочка Диогена» на днях открывается после ремонта. Обязательно схожу туда на экскурсию и покажу внучке, в каких условиях жили первые эксплуатационники Байкало-Амурской магистрали.

Скучать по молодой жене Александру Суханову было некогда. Трудились электромеханики не покладая рук – монтировали семафоры и другие устройства СЦБ, подводили кабели к новой инфраструктуре, оборудовали диспетчерские круги, устанавливали первую АТС на 100 номеров. В 1976 году пришли два спецвагона со стойками связи и телеграф, который железнодорожники тут же смонтировали.

Семья воссоединилась весной 1976 года, а в 1977-м пополнилась – на свет появился сын Алексей. Жили Сухановы на улице Оптимистов, в бараке с печкой и привозной водой. После декретного отпуска молодая мама пошла работать приёмосдатчиком на станцию Тында, где трудилась 32 года. Железнодорожница награждена орденом Трудовой Славы III степени.

В 1985 году Александр Петрович перешёл в дистанцию СЦБ, где трудился до 2011 года. Ветеран БАМа награждён знаком «Почётный работник Дальневосточной железной дороги», медалью «100 лет Дальневосточной железной дороге». Хорошая зарплата позволяла бамовцам путешествовать не только по Советскому Союзу, но и в страны социалистического лагеря. Александр с ностальгией вспоминает свой круиз по странам Юго-Восточной Азии (Филиппины, Вьетнам, КНДР), а Татьяна – поездки в Болгарию и на Кубу. Дети Сухановых продолжили династию: Алексей трудится в локомотивном депо, а Елена – в Тындинском подразделении Дальневосточного учебного центра.

– Эта поездка по БАМу всколыхнула струны души, – признаётся Александр Петрович. – На всех станциях я встречал коллег, с которыми мы многие годы обслуживали магистраль, меняли электроприводы. БАМу мы отдали свою молодость. Надеемся и верим, что магистраль обеспечит будущее нашим детям и внукам.
Вера Григорьева, газета «Дальневосточная магистраль»

Новости