Советы ветеранов

Московский региональный Совет ветеранов

Без прошлого нет ни настоящего, ни будущего

На полигоне столичной магистрали бережно хранят исторические традиции.

В торжественной обстановке на станции Пресня 21 августа открылся музей Московской окружной железной дороги. Время и место были выбраны не случайно. Именно 21 августа 1959 года – день рождения столичной магистрали. Как раз к 60-летию этого события на станции Пресня благодаря усилиям руководства МЖД было отреставрировано и открыто историческое здание, построенное по проекту архитектора Александра Померанцева в 1908 году. Там и расположился новый музей. («Гудок» уже писал об этом 22 августа 2019 года)
В музейном кабинете Петра Рашевского Михаил Глазков оставил запись в книге почётных гостей экспозиции
Среди почётных гостей, прибывших в этот день на станцию Пресня, начальник МЖД Михаил Глазков, старший советник генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозёрова, главный инспектор Владимир Молдавер, председатель дорпрофжела на МЖД Николай Синицын, заместитель председателя совета ветеранов МЖД Виктор Рощевкин. 
– Очень рад приветствовать всех собравшихся здесь сегодня на ещё одном мероприятии, посвящённом 60-летию образования МЖД, – сказал Михаил Глазков. – Исключительно приятно, что открываемый сегодня музей расположился в историческом здании 1908 года постройки. Именно в том году по Московской окружной железной дороге пошли первые поезда. Эта магистраль с момента своего запуска оказала огромное влияние не только на развитие Москвы, но и всей России. Её создание позволило значительно улучшить грузовое движение в Московском регионе. До 1939 года по ней шли как грузовые, так и пассажирские поезда. Затем – только грузовые. И уже в наше время было принято решение реорганизовать дорогу и создать Московское центральное кольцо.Это – совершенно новый, инновационный этап развития Московской железной дороги. Аналогов МЦК нет не только в России, но и в мире. Сначала интервал движения поездов по кольцу составлял 6 мин., сейчас – 5 мин., а в перспективе будет доведён до 4 мин., и это не предел. Именно на МЦК сегодня испытываются все новейшие технологии, которые есть на российских железных дорогах и в мире. Коротко говоря, всё, что мы делаем сегодня на МЦК, – это дань памяти тем людям, тем специалистам, которые были зачинателями движения на Московской окружной железной дороге. Мы продолжаем их дело сегодня, развивая столичный железнодорожный транспорт. Эта дорога – наше прошлое, настоящее и будущее. 
– Открытие этого музея, – отметил Владимир Молдавер, – олицетворяет собой всю богатую на события историю Московской железной дороги. Собственно говоря, с момента своего создания Московская окружная железная дорога служила прообразом будущего, определяла перспективу развития железнодорожного транспорта России. Уже в начале ХХ века вынашивались планы организации по ней пассажирского движения. Тогда это не получилось, но получилось сегодня с созданием МЦК. И это здорово. 
Экскурсию для почётных гостей и ветеранов провела в этот день ведущий методист по сохранению исторического наследия МЖД Ирина Руднева. Её рассказ был интересен и содержателен. Во время «путешествия» по истории МЖД она рассказала гостям об основных периодах развития дороги, её роли в жизни столичного региона. 
Особый акцент был сделан на военных годах и обороне Москвы. В те годы железнодорожники обеспечивали фронтовые и эвакуационные перевозки. На их средства был построен бронепоезд «Москва». Этому историческому факту посвящена инсталляция «Строительство бронепоезда в депо». 
«Изюминками» экспозиции стали сохранившиеся в единственном экземпляре настенные вокзальные часы фирмы «Павел Буре», ручной переводной механизм железнодорожной стрелки 1950 года выпуска, фрагмент подлинного первого автоматизированного устройства маршрутно-релейной централизации 1956 года со станции Андроновка, ну и, конечно, найденный во время строительства МЦК фрагмент рельса 1904 года выпуска. 
Всеобщее внимание привлекает воссозданный интерьер кабинета главного инженера – проектировщика окружной дороги, статского советника Петра Рашевского. Там среди мебели и предметов прошлого столетия разместилась стилизованная под чертёжный кульман тач-панель, в которую загружены чертежи и уникальные фотографии станций, мостов и других сооружений МОЖД, сделанные в начале ХХ века известным фотографом Карлом Фишером. 
Именно в этом «кабинете» за столом напротив фигуры Петра Рашевского и сделали свои записи в книге почётных посетителей Михаил Глазков, Владимир Молдавер и Николай Синицын. 
Сегодня экспозиция музея включает в себя уникальные исторические предметы и мультимедийное оборудование, которые помогают совершить путешествие во времени от идеи создания МОЖД до трансформации дороги в современную транспортную систему – МЦК. Всё это теперь может увидеть каждый посетитель музея. 
– Без прошлого не может быть ни настоящего, ни будущего, – сказал корреспонденту «Московского железнодорожника» Михаил Глазков. – Именно поэтому на полигоне МЖД такое большое внимание уделяется развитию музеев, пополнению их коллекций, открытию новых музеев. Железнодорожный транспорт в России имеет богатейшую историю, её необходимо знать всем нам и ею можно и должно гордиться. Именно поэтому сейчас мы разрабатываем концепцию единого туристического маршрута. Он мог бы пролегать через все находящиеся в Москве музеи железнодорожного транспорта. А возить туристов по железной дороге мог бы в ночное время ретропаровоз. Думаю, эта идея заслуживает внимания и найдёт своих сторонников. 
– Я хочу сказать большое спасибо руководству МЖД за бережное отношение и сохранение исторических традиций на полигоне столичной магистрали, – отметил начальник железнодорожной станции Пресня Дмитрий Редров. – Открытие на нашей станции музея Московской окружной железной дороги в сохранившемся до наших дней историческом здании, построенном в начале ХХ века, – это большая честь для всего нашего небольшого коллектива, состоящего всего из 28 человек. Конечно, мы все ознакомимся с его экспозицией. Обязательно будем знакомить с музеем всех новых сотрудников. Историю дороги надо знать и любить. 
Осмотром исторической экспозиции музея праздник в этот день не закончился. Ветераны и почётные гости на специальных автобусах переехали в Пресненское подразделение Московского учебного центра профессиональных квалификаций. Там в торжественной обстановке прошло присвоение званий «Почётный ветеран МЖД», состоялось награждение благодарностями и грамотами. Их вручили ветеранам и работникам, отличившимся во время создания музея, Михаил Глазков и Николай Синицын. 
В заключение всех ждал праздничный концерт, подготовленный ЦДКЖ.

Андрей Городнов, газета «Гудок». Фото автора и Дениса Черных.

Новости