Советы ветеранов

Межрегиональный Совет ветеранов Горьковской железной дороги

Вот идёт машинист

Музей моторвагонного депо Горький-Московский хранит много следов истории.

Музей моторвагонного депо Горький-Московский хранит много следов истории. Его экспозиция начинается ещё на улице, возле депо. Там установлен памятник электропоезду ЭР9ПК-202. С большим интересом его разглядывают и фотографируются рядом с ним юные гости железнодорожников, которые часто приходят в депо на экскурсии.

Владимир Елисеевич Шуин – неизменный гид музея и его смотритель, член Совета ветеранов. Свою экскурсию он начинает с рассказа об истории становления депо, открытие которого состоялось 1 августа 1862 году. Сам Владимир Елисеевич работал машинистом паровоза с 22 лет. Потом «пересел» на тепловоз, водил электропоезда и дизель-поезда.

В экспозиции музея - много уникальных фотографий, которые отражают становление и первые годы работы депо. Изначально оно было паровозным, первыми локомотивами были иностранные машины и иностранные машинисты. Затем начали появляться отечественные, в том числе Сормовские паровозы.

На своих экскурсиях по музею Владимир Елисеевич рассказывает о том, как в военные годы через ныне существующий Канавинский мост, по трамвайным путям лёгким паровозом перевозили небольшие поезда с товарами первой необходимости. 

Один из памятных мемориалов в музее посвящён трудовому и ратному подвигу работников паровозного депо, который пестрит фотокарточками и наградами работниц предприятия. В суровые годы Великой Отечественной войны девушки пришли на рабочие места, заменив мужчин, которые ушли на фронт. Тяжёлый труд кочегара на паровозе лёг на хрупкие плечи. 

В музее сохранилось немало железнодорожной атрибутики: фонари главного кондуктора, начиная с керосинового, заканчивая электрическим 1951-1954 годов, красный и жёлтые сигнальные флажки.

Один из самых интересных экспонатов музея – «шарманка» – жестяной сундучок машиниста, который во времена паровозной тяги был у каждого, кто отправлялся в рейс в кабине локомотива. Это один из первых экспонатов музея моторвагонного депо Горький-Московский, который хранится здесь с 1960 года. Он хоть и сделан из железа, но весит немного. В таком чемоданчике машинисты брали с собой в рейс еду, документы, технические формуляры и другие вещи. Такая «шарманка» во времена паровозной тяги была у каждого машиниста. А такое название чемоданчик получил из-за сходства с музыкальным инструментом, который на железной дороге использовали в качестве предупреждающего сигнала. Кстати, первым в таком качестве на железной дороге использовали колокол: паровоз ехал, колокол звонил – и толпа расходилась в сторону. Потом добавились паровые свистки и музыкальные шарманки: человек сидел на специальной площадке впереди паровоза и крутил ручку, громким звуком предупреждая о приближении поезда. А когда люди привыкли к поездам, необходимость в шарманках отпала.

- Сейчас машинисты ходят на работу с сумками или рюкзаками, а в прежние годы они брали с собой такие «шарманки». По ней сразу можно было определить, что идёт именно машинист, – рассказывает Владимир Шуин.

Новости

НА ОСТРИЕ ВОПРОСА — МЕДИЦИНА

23 августа состоялся дорожный семинар-совещание ветеранского актива Горьковской железной дороги. Наиболее волнующими темами для пенсионеров-железнодорожников остаются медицина и сохранение исторического наследия.