Советы ветеранов

Межрегиональная общественная организация ветеранов войны, труда и пенсионеров Московской железной дороги

Военные дороги Виктора Кузнецова

В 1945 году он колесил по Европе за рулём автомобиля, а после Победы вернулся в родное вагонное депо.

Слесарь вагонного депо Рыбное Виктор Кузнецов пошёл в армию, когда ему ещё не было 18. На фронт попал в последний год войны, когда советские войска теснили врага на территории Европы, – доставлял грузы на передовую и в тыл, сидя за баранкой автомобиля. Но, демобилизовавшись, он вернулся в депо и до самой пенсии был предан железной дороге.

Уроженец города Рыбное Виктор Кузнецов рос в железнодорожной семье. Отец работал багажным раздатчиком. «Из дальних поездок он всегда привозил что-то вкусное: из Ташкента – урюк, из Сибири – кедровые орешки. Ждали его не только я и две мои младшие сёстры, но и соседские дети. Ребятни было много, в каждом доме по несколько человек. Жили дружно, помогали друг другу», – вспоминает ветеран.

В 1940 году, окончив семь классов, Виктор поступил в Рязанское железнодорожное училище. Освоил профессию слесаря и устроился в вагонное депо Рыбное, откуда его и призвали в 1942-м. Он хотел воевать, стремился на фронт. «Мне сказали, что если нет 18, то надо написать в заявлении «добровольно», но я и мои товарищи и так, без всякого заявления, пошли бы в армию», – говорит Виктор Сергеевич.

Сначала он попал в учебный зенитно-артиллерийский полк в Кунцево под Москвой. Имеющему техническое образование, ему сразу присвоили звание сержанта, назначили командиром отделения, обучили на связиста. В начале 1943-го полк перебросили в учебный лагерь под Пензой. Почему сразу не направили на фронт, ветерану непонятно по сей день. Только в итоге стал Виктор Кузнецов не связистом, а военным шофёром. Двухмесячные курсы водителей прошёл уже в освобождённом Житомире, куда в очередной раз передислоцировали часть. «Учили от темна до темна на американских студебеккерах. Экзамен на права сдавать не пришлось, и нас, 60 новоиспечённых шофёров, спешно отправили на фронт», – вспоминает он.

Был август 1944 года, Виктор Кузнецов оказался в составе 76-й зенитно-артиллерийской Перекопской дивизии 4-го Украинского фронта. Возил грузы на передовую и в тыл, на Западной Украине, в Чехословакии. Нередко попадал под бомбёжку. «Как-то ехали по узкой дороге в Карпатах и увидели луг, поросший мягкой травой, рядом горная речушка, – рассказывает Виктор Сергеевич. – Хорошее место, чтобы переночевать. Съехали, разгрузились, а утром встали, завели машины, а они с места не трогаются, колёса пробуксовывают. Оказалось, что за травой не разглядели трясину, в которой увязло несколько машин, причём так сильно, что не вытащить. Меня как самого молодого отправили в штаб – это около 10 км. Ну я и пошёл, дошёл до перекрёстка. Ближе к концу войны на каждом стояли наши постовые-регулировщики в основном девушки. Они посмотрели мои документы, объяснили, как добраться до штаба, как раз машина шла в ту сторону, и девочки скомандовали взять меня. За несколько километров до штаба меня высадили. Только спустился в низину – услышал, как летит снаряд... Мне потом рассказали, что меня нашли без сознания. Документы отправили в часть, а меня, контуженного, в санчасть. Там я пришёл в сознание, отлежался, но пять дней после этого ничего не слышал и говорить не мог».

Особое место среди наград Виктора Кузнецова занимает медаль «За боевые заслуги». «Весной 1945-го уже дело было, где-то на границе Германии и Чехословакии. Наши наступали столь стремительно, что порой опережали отступающих немцев, – рассказывает Виктор Сергеевич. – В расположение части прибегает младший лейтенант из нашей дивизии и говорит, что надо срочно перегрузить снаряды с неисправной машины и перевезти их на позицию батареи. Батарея та вела бой с прорывавшимися немцами. А по дивизии был приказ, что автотранспорт тыловых частей не имеет права ездить на боевые позиции. Ситуация такая, что с одной стороны, приказ запрещает, а с другой – исправной машины с шофёром, кроме меня, нет. Недолго думая, загрузили снаряды, и – на позицию, до неё километра два было. А там бой идёт, несколько немецких танков против нашей батареи. Приехали, машину в капонир, снаряды разгрузили и бегом тащим их к пушкам. Успел увидеть, как один танк загорелся... А через несколько дней вызывают к командиру: «Почему нарушил приказ?» Объясняю, как дело было».

Победу Виктор Кузнецов встретил на марше недалеко от города Колин в Чехословакии. А в родное вагонное депо Рыбное вернулся в феврале 1946 года после увольнения с действительной военной службы. Работал слесарем, старшим осмотрщиком вагонов, мастером вагонного депо. Дома же встретил и вторую половинку. «Второй раз пришлось знакомиться, – замечает Виктор Сергеевич. – Оказалось, что до войны Тамара жила неподалёку, а с её братьями я в одной школе учился. Поженились, троих детей вырастили».

Трудовая жизнь Виктора Сергеевича тоже отмечена многочисленными наградами. Среди наиболее памятных – медали «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения Ленина», «Ветеран труда», знак «Отличник социалистического соревнования железнодорожного транспорта».

Уже более 35 лет Виктор Сергеевич на заслуженном отдыхе. Но в родном депо ветерана не забывают, и профсоюз заботится. Усилиями железнодорожников отремонтирована крыша дома и пристроена терраса, а в прошлом году по программе ремонта жилья участникам Великой Отечественной войны фасад обшили сайдингом. Ветерана навещают, поздравляют с праздниками. Вот и в этом году 9 Мая он ждёт гостей-железнодорожников, очень волнуется.

Андрей Городнов

Новости

Книга в дорогу

В международный день книгодарения, 14 февраля, в Центр пожилых людей Орловского регионального отделения Российского Красного Креста волонтеры Орловско-Курского передали в дар несколько десятков книг.