+7 (499) 262-0-262, 8-800-775-22-42
pochet@pochet.ru

Межрегиональный Совет ветеранов Западно-Сибирской железной дороги

Новости совета

«Для этого всё и было»

Ветеран-железнодорожник рассказала, ради чего стоит жить 100 лет.
- Вот моя «трудовая», – ветеран Сибирского железнодорожного агентства Наталья Шульгина показывает порядком истрепавшуюся книжицу. – Здесь всё на одной странице: в 1938 году принята, а в 1975 году уволена по старости. Проработала билетно-багажным кассиром на станции Кожурла больше 30 лет. А дальше четыре разворота с одними поощрениями. Ни одного замечания.
Готовясь отметить своё столетие, железнодорожница поведала «Транссибу», чем ей запомнился прошедший век и что самое главное в жизни.
Непоседа

Родившаяся в 1919 году, Наталья Григорьевна с горящими глазами вспоминает своё детство в забайкальской глубинке. Из шести сестёр, выросших в железнодорожной семье (отец работал мастером пути), Наталья была самая активная. Своими проделками девочка заработала не один синяк и даже шрам, напоминавший о тех годах всю жизнь. Но с высоты лет ветеран только смеётся над своими приключениями.

– Мне то кататься с горки надо было, то по льду бегать. А однажды и вовсе на льдине унесло, – железнодорожница даже спустя 90 лет легко достаёт из глубин памяти истории из детства. – Возвращалась я домой из школы по замёрзшей реке. Лёд лопнул, и я поехала на льдине. Испугалась, закричала. А впереди водокачка была, с которой на станцию подавали воду. Работник услышал и меня вытащил, привёл к себе домой, посадил на печку. Помню, растирали меня водкой и отпаивали чаем с мёдом. А я сижу на печке, плачу и думаю: сейчас родители приедут и «вольют ремня». Вся трясусь от страха.

Вскоре большое семейство навсегда распрощалось с Забайкальем, потому как отца перевели на Омскую железную дорогу. На станции Наталья Григорьевна окончила школу, а после выучилась на курсах таксировщиков и билетных кассиров. Единственная из шести детей, она продолжила дело отца и связала свою жизнь с железной дорогой.

Открыл окно – улыбайся

– В 1938 году я стала старшим билетно-багажным кассиром на станции Кожурла, в то время всё было по-другому, – рассказывает ветеран. – Сначала нужно было по карте определить расстояние. Пассажир говорит название населённого пункта: что это – какая-то деревня? Да он и сам не знает. Ищешь, высчитываешь расстояние. Плацкартный или купейный вагон? Бывало, приходится разбивать: часть пути в плацкартном, часть – в общем. Потом берёшь специальный бланк, заполняешь, корешок для отчётности отрываешь, а сам билет режешь. В зависимости от часового пояса там квадратики вырезали. Сейчас и не объяснишь, что это такое – видеть надо.

Некоторые пассажиры своей дотошностью доводили до исступления. К примеру, вспоминает железнодорожница, пришёл как-то дедушка и стал расспрашивать: «Как до этой станции N доехать? А если с пересадкой через V? Хорошо-хорошо. Хорошо-о-о, – словно что-то пластичное Наталья Шульгина растягивает последнее слово, копируя интонацию старичка. Она артистично опускает голову, изображая секундную задумчивость, а после снова поднимает глаза: – А если на другой станции пересадку сделать, как дешевле выйдет?». Около часа пожилой клиент «пытал» кассира, да так и ушёл без билета. Вежливо распрощавшись, девушка закрыла окно и едва не сползла со стула – до того устала. Вот так и проходили годы под девизом: открыл окно билетной кассы – улыбайся, а закрыл – можно дать волю эмоциям.
А как-то раз один гражданин спешил на поезд, схватил билет, высыпав в лоток горсть монет. Пересчитав деньги, старший кассир Шульгина изумилась – 38 рублей сверху! Наталья Григорьевна не растерялась – отправила коллегам соответствующие телеграммы. В итоге 38 рублей удалось вернуть беспечному пассажиру.

А вот ноги примерзают

Война для Натальи Шульгиной началась стуком в стекло посреди ночи. Первым поднялся муж, который в то время занимал должность начальника станции Кожурла. «Алексей Григорьевич, на станцию!» – кричал из темноты незваный гость. Вернулся глава семейства с неожиданной вестью. Война!

Скоро всех мужчин призвали на фронт. На станции в женском коллективе остался только руководитель, получивший бронь. Кидать уголь, чистить снег, греть воду для военных и эвакуированных – вся работа легла на хрупкие плечи тружениц. А ещё семья, хозяйство, общественная работа. Иной раз так уставали, что не могли стрелку перевести. Приходилось справляться общими усилиями.

– В 1941 году у меня родился сын. Тогда декретный отпуск был 72 дня и тот не оплачивали. Но я всё равно работала – вызывали то туда, то сюда. Пока ребёнок подрастал, я то техничку заменяла, то «кубогрея», – делится воспоминаниями ветеран. – Старались такую работу давать, чтобы я могла домой сбегать и ребёнка покормить. А потом привязывала сына к кровати. В войну все так делали. Нужно было работать, а оставишь ребёнка одного – может искалечиться.

В военные годы Наталье Шульгиной даже пришлось однажды сопровождать спецгруз. Была зима, и начальник станции слёг с серьёзной простудой. Из всех работниц выбрали самую активную и настойчивую. Взяв необходимые документы, накинув толстый «неповоротливый» тулуп, железнодорожница заняла место в последнем вагоне поезда, где был ручной тормоз. Ехать предстояло недалеко – в Барабинск, но из-за задержки на блокпосту состав прибыл в пункт назначения через пять часов. Долгих пять часов под открытым зимним небом. Тулуп тёплый, уважительно отзывается старший кассир, а вот ноги примерзают. По прибытии в Барабинск Наталья Григорьевна сдала документы и сразу же отправилась назад. Отдыхать и отогреваться было уже некогда.

После войны на маленькой станции Кожурла всё понемногу возвращалось на круги своя. Поезда перевозили пассажиров и грузы, кассиры продавали билеты.

– Я такой человек – общественный что ли, – говорит Наталья Шульгина. – Если кому-то плохо, обязательно помогу. Кто-то ведёт себя плохо, я за него помолюсь. Всех, конечно, не обогреешь, но нужно соблюдать закон – не обижай ближних. А самое важное в жизни – семья. Детей вырастила и воспитала, теперь передаю опыт внукам. Правнучка вчера прибегала. Ей 10 лет. Для этого, наверное, всё и было.

Дарья Доротова,
газета «Транссиб»


Назад

comments powered by HyperComments

Контакты

Адрес: 630004, Новосибирская обл.,г.Новосибирск, ул.Вокзальная Магистраль, 12, каб. 310, 312,309

Телефон: ж/д тел (97850) 4-44-80, 4-41-14, 4-58-14, 4-53-01

E-mail: MysikPF@wsr.rzd

Скрыть карту
Свяжитесь с нами
+7 (499) 262-0-262
8-800-775-22-42

107174, Москва, ул. Новая Басманная, д. 2
В будни мы работаем
пн-чт: с 8:30 до 17:30
пт: с 8:30 до 16:15
сб и вс: выходные