Размер шрифта:
A A A
Цвета сайта:
Ц Ц Ц
Изображения:
Закрыть панель
pochet@pochet.ru
+7 (499) 262-0-262, 8-800-775-22-42

Новости

Вечный двигатель

Отслужив на дороге без малого 60 лет, он и сейчас полон энергии и готов дать фору молодым. Возвращаясь в 1986 году из заражённого радиацией Чернобыля, он волновался лишь о том, сможет ли взять на руки внучку.А когда встал выбор, карьера или здоровье жены, не задумываясь выбрал второе. Посвящать себя другим – кредо Алексея Дмитриевича Чернюгова, которое он воплощает в жизнь вот уже 85 лет. «Семья для папы всегда была очень важна. Несмотря на круглосуточный режим работы, он старался уделять нам максимум своего внимания», – вспоминает дочь Алексея Дмитриевича Елена.

Времени на личную жизнь у него действительно почти не оставалось. Это сейчас Алексей Дмитриевич с улыбкой вспоминает о далёких 80-х, даже о ситуациях «на грани» рассказывает шутя. 
«В Чернобыле же нужно было носить защитную спецодежду, а я гулял в футболке и шортах. Подходит коллега, берёт за руку и дружелюбно так говорит: «Я тебе сейчас морду набью за твой вид». А я тогда за свою жизнь вообще не боялся, нам ведь с порога там заявили, что назад дороги нет», – вспоминает Алексей Дмитриевич. 

Рассказывает, как в том же Чернобыле члены правительственной комиссии втайне друг от друга приходили в гостиничный номер Алексея Дмитриевича, чтобы выпить пол-ложки чистого спирта, который привёз ему начальник Юго-Западной дороги Борис Олейник для защиты от радиации. 
«Тогда ведь была объявлена борьба с пьянкой, – поясняет ветеран. – Я сам в жизни не брал в рот спиртного. Но Олейник сказал: главное – выжить! Поэтому я и членам комиссии предложил перестать таиться». 

На вопрос, было ли страшно, Алексей Дмитриевич твёрдо отвечает: «Никогда не боялся того, за что берусь и обязан сделать. Сказано было избавить станции в Чернобыле от скопления грузов – сделал». 

Таких ситуаций в его жизни было немало. И только самые близкие знают, каким тяжёлым был его путь к успеху. 

Простой деревенский парень, крестьянский сын, как он сам о себе говорит, сразу после войны приехал в Москву из глухого смоленского посёлка. Поступил в железнодорожный техникум. «Дорога всегда манила. Поэтому ни секунды не колебался в выборе», – говорит Алексей Дмитриевич. 

Учёба давалась легко, как результат – диплом с отличием и право поступления без экзаменов в Московский институт инженеров транспорта. Вуз окончил в 1955-м «сталинским стипендиатом». 

Парню предлагали продолжить обучение в аспирантуре, но от этого удержал его же научный руководитель: «Он мне так сказал: хочешь быть книжным, бумажным доктором – иди в аспирантуру, хочешь быть специалистом – иди на производство. Я выбрал второе». 

Вчерашний студент начал с должности дежурного по парку станции Белёв Московской дороги. Карьера пошла в гору: руководитель станции Очаково, начальник отдела эксплуатации Московско-Киевского отделения МЖД. Но наступил 1959-й год. В стране началась реорганизация транспортной отрасли. В таких условиях появилась вероятность остаться не у дел. 
«Пригласил меня к себе главный инженер Центральной дирекции управления движением, чью должность я потом занял, и так прямо и сказал: ты ещё зелёный, тебя подвинуть легко. Уходи в науку, пока есть время, – вспоминает ветеран. – Я ещё колебался: ну какой из меня учёный? Я до мозга костей оперативщик!» 

Так Алексей Дмитриевич оказался в Центральном научно-исследовательском институте железнодорожного транспорта (НИИЖТ), где проработал ни много ни мало 23 года. Готовясь к защите докторской, он уже и не думал о возвращении на «передовую». Но в 1982 году на пост министра путей сообщения приходит Николай Конарев, который начинает обновлять кадровый руководящий состав. «Он мне и сказал: «Знаешь, друг, пора тебе внедрять свои научные разработки», – продолжает Алексей Дмитриевич. 

На железную дорогу он возвращается в 1983 году в должности первого заместителя начальника Главного управления движения. Это был не самый благоприятный период. 
«На сети тогда было брошено 1300 поездов. Надо было думать, как их поднять, привести в движение. Так была разработана технология интервального движения поездов. Когда её внедрили – транспорт задышал», – рассказывает он. 

Государство не осталось в долгу перед Алексеем Дмитриевичем: он стал лауреатом премии Совета министров СССР, получил орден Трудового Красного Знамени. 

После развала СССР первый министр путей сообщения РФ Геннадий Фадеев предложил Алексею Дмитриевичу перейти в Дирекцию Совета по железнодорожному транспорту. В условиях самостоятельных государств предстояло сохранить единство железных дорог. 
«Составляли для всех планы и требования, единый график движения. Во главу угла ставили не приказы, а технологию: нужно было чёткое понимание важности и необходимости нашей работы», – замечает мой собеседник. 

На покой ушёл в 2009 году в связи с болезнью «второй половинки», когда его общий стаж работы на железнодорожном транспорте достиг 58 лет. «Супруга сейчас инвалид первой группы. Я за ней ухаживаю. Прожили мы вместе 60 лет и будем едины до конца». 

Алексей Дмитриевич Чернюгов может назвать себя счастливым человеком. У него большая и дружная семья: любящая жена, двое детей, трое внуков и один правнук. О себе же говорит, что полон энергии и готов дать фору молодым. 
«До сих пор много звонков от работающих специалистов, которые спрашивают совета: как поступить, как лучше сделать, – делится ветеран. – Сам я работал честно, чтобы оставить добрую память, а не наследить грязными сапогами. А железная дорога – она в моей жизни была всегда и всегда на особом месте. Такой и остаётся». 

По материалам газеты «Гудок» от 03.09.2015 г.