+7 (499) 262-0-262, 8-800-775-22-42
pochet@pochet.ru

Музей истории Забайкальской железной дороги

Информация

Музей Забайкальской дороги ведет свою историю с 20 декабря 1974 года. Первоначально он размещался в управлении магистрали и представлял собой небольшую комнату. Основан по инициативе Василия Калиничева, в то время начальника дороги. Он внес большой вклад в развитие инфраструктуры магистрали, социального и культурного быта железнодорожников на рубеже 60–70-х годов.

Впоследствии музей переехал во Дворец культуры железнодорожников, находился на втором этаже. Туда, в отличие от режимного объекта – управления дороги, мог прийти любой желающий. Смотрителями музея были ветераны железнодорожного транспорта. 

В 1996 году была построена техническая библиотека на улице Магистральной, часть здания отвели музею. Его смотрителем сначала работал Иван Маркевич, затем Анатолий Ведмидь, бывший начальник вагонного депо Шилка. Это был увлеченный человек, много работал в архивах. На пенсии создал несколько трудов, среди наиболее известных – железнодорожный словарь-справочник. Он же участвовал в написании книги к 100-летию ЗабЖД.

В 2002 году директором музея стала Ирина Макрицына, которая проработала в этой должности более 10 лет. С 2014 года ее сменил Владислав Реутов.

Сегодня музей состоит из трех залов. Первый – зал истории. В нем представлено зарождение железнодорожного транспорта: от макета паровоза Черепановых строительства железных дорог России, Транссиба и Забайкальской дороги.

Второй – зал войны, в котором рассказывается о предприятиях ЗабЖД в годы Великой Отечественной войны, а также о забайкальских железнодорожниках фронтовиках. Акцент сделан и на Маньчжурской наступательной операции, в которой ЗабЖД обеспечивала перевозку войск.

Третий зал – современное развитие Забайкальской дороги, социальная сфера, культура.

Что касается уникальных документов, особая гордость музея – архив завода ВРД (раньше так назывались Читинские главные железнодорожные мастерские). Долгое время он хранился на территории предприятия, однако пять лет назад архив вывезли. В нем сохранилось не мало сведений о принятых на завод работниках и уволенных с 1902 по 1916 год, то есть с самого начала деятельности одного из старейших предприятий города. Из числа экспонатов наиболее редкими считаются часы «Вайнберг и Познер», чье время создания относится к концу XIX – началу XX века. Долгие годы они были установлены на проходной Читинских главных железнодорожных мастерских. Любопытно, что помимо основного механизма они имеют дополнительный с отдельным циферблатом и щелью внизу. Рабочие на проходной вставляли в щель свой талон, а часы оставляли на нем свой отпечаток. Таким образом, контролировалось время прихода и ухода рабочего на службу.

Также в музее хранится орден Трудового Красного Знамени, которым наградили дорогу в 1976 году.

Основной фонд музея насчитывает более 1400 экземпляров.

В планах реэкспозиция залов, обновление экскурсионного материала. Предполагается провести выставку истории фототехники.

Разделы экспозиции:
"Начало железнодорожной эпохи в мире и в России".
"История забайкальской железной дороги (1900-1939 гг.)".
"Забайкальские железнодорожники в годы Великой Отечественной войны".
"Современное развитие Забайкальской магистрали".

Контакты

Адрес: 672040, г. Чита, ул. Магистральная, д. 15 А

Железная дорога: Забайкальская железная дорога

Экскурсии: Реутов Владислав Александрович

Тел: +7 (3022) 24-01-00

Скрыть карту
Свяжитесь с нами
+7 (499) 262-0-262
8-800-775-22-42

107174, Москва, ул. Новая Басманная, д. 2
В будни мы работаем
пн-чт: с 8:30 до 17:30
пт: с 8:30 до 16:15
сб и вс: выходные