+7 (499) 262-0-262, 8-800-775-22-42
pochet@pochet.ru

Биография

А. А. Андреев был назначен наркомом путей сообщения в октябре 1931 г. На железнодорожном транспорте новичком не был.

Родился Андрей Андреевич Андреев 30 октября 1895 г. в деревне Кузнецово Сычевского уезда Смоленской губернии в крестьянской семье. С 13 лет отправился на заработки в Москву вместе с родителями, потом работал на юге России. В канун первой мировой войны юноша в Петрограде. Работал в патронно-гильзовых мастерских, потом на Путиловском заводе, на фабрике "Скороход", вел пропагандистскую работу среди рабочих.

Андреева как активного участника Октябрьской революции в Петрограде направляют на Урал, в 1919 г. — на Украину, где он работал в профсоюзе металлургов и металлистов. В 1920 г. Андрей Андреев становится секретарем ВЦСПС и председателем ЦК профсоюза железнодорожников. С тех пор его жизнь тесно связана с железнодорожным транспортом. На IX съезде РКП (б) его избирают членом ЦК, и он 41 год бессменно исполнял эти ответственные обязанности. Возглавив с начала 20-х годов Цектран, Андреев вникал во все направления работы по восстановлению железнодорожного транспорта, сотрудничал с А. И. Емшановым, Ф. Э. Дзержинским и Я. Э. Рудзутаком. В 1921—22 гг. активно вел работу по организации помощи голодающим Поволжья, по ликвидации последствий голода. Ему не было еще и 30 лет, когда он выступал с докладом о профсоюзном движении в России на 2-м конгрессе Профинтерна.

С 1926 г. А. А. Андреев — кандидат в члены Политбюро, с 1927 г. — секретарь Северо-Кавказского крайкома партии. В 1930 г. его избирают председателем ЦКК ВКП(б) и назначают наркомом рабоче-крестьянской инспекции (РКИ), заместителем председателя Совнаркома СССР. Когда его 2 октября 1931 г. назначили наркомом путей сообщения, он был хорошо известен железнодорожникам.

Работа наркома многогранная, нет ни одного участка, которому нельзя не уделять внимания. Как в часовом механизме нет ненужных деталей, так и в железнодорожном хозяйстве все взаимосвязано. Но всегда есть и главные участки, от которых максимально зависит успешная работа транспорта. Андреев пришел в НКПС в период реконструкции железных дорог. Хорошо зная руководящие кадры железнодорожного транспорта, А. А. Андреев подобрал себе помощников. Первым заместителем был утвержден И. Н. Миронов, заместителями Г. И. Благонравов, П. С. Шушков и И. Л. Булат, членами коллегии — К. Н. Жуков, К. Г. Иванов, Н.И. Левченко, А. П. Павлов, Я. Д. Розенталь. Все они имели опыт работы в наркомате, а ранее были начальниками крупных железных дорог.

Основным в работе наркома было внедрение на транспорте новой техники. Через месяц после его назначения в Москву прибыл паровоз типа 1-5-1 серии ФД, спроектированный и построенный на Луганском заводе, проводились испытания автосцепки, предложенной советскими конструкторами. Она превзошла зарубежные образцы Виллисона и Шафенберга. В Люблино начал работать литейно-механический завод для снабжения транспорта запасными частями. А. А. Андреев интересовался работами по завершению строительства 7-пролетного моста через Волгу у Костромы, где пролеты впервые устанавливались механизмами без подмостей. В июне 1932 г. в Москве прошла первая Всесоюзная конференция по электрификации железных дорог, вскоре — конференция по технической реконструкции транспорта. В августе на участке Москва — Раменское (45 км) начала действовать автоблокировка, которая удвоила пропускную способность участка. 19 августа 1932 г. состоялась опытная поездка электропоезда на участке Москва — Загорск. С именем А. А. Андреева связано открытие в 1932 г. научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. В конце октября был уложен последний кубометр бетона на строительстве железобетонного моста через Днепр у Днепропетровска, вступил в строй Днепрогэс. В ноябре была введена в эксплуатацию автоблокировка на одном из самых грузонапряженных участков сети Красный Лиман — Основа (177 км), выпущен первый электровоз серии ВЛ19, началось строительство железнодорожной магистрали Москва — Донбасс.

Начался перевод вагонов на автосцепку, продолжалось оборудование вагонов автотормозами. Рассматривались вопросы размещения на сети дорог сортировочных станций и механизации горочных устройств. В феврале 1933 г. со станции Чаплино был отправлен первый тяжеловесный состав, оборудованный отечественной, автосцепкой, изготовленной Коломенским заводом. На Крюковском вагоностроительном заводе построены первые 18 сварных вагонов, а в мае на Днепропетровском заводе начато производство 70-тонных хопперов. В августе 1933 г. была сдана в эксплуатацию дальняя диспетчерская связь наркомата с управлениями 14 дорог.

Еще будучи на профсоюзной работе, А. А. Андреев часто посещал предприятия железных дорог, общежития рабочих, чтобы знать истинное положение дел. Через месяц после назначения на пост наркома он отправился в поездку по Самаро-Златоустовской дороге, был в Пензе, на станции Батраки, в Самаре, в Магнитогорске, знакомился с железнодорожным хозяйством, организацией движения, встречался с рядовыми рабочими, проводил совещания руководителей.

Через месяц — поездка на станцию Лихая, в марте 1932 г. — в Ленинград, в мае — на Пермскую дорогу, где нарком проверял ход строительства Магнитогорского узла, затем в Челябинск. В Новосибирске он выступал на слете ударников узла, по Турксибу проехал в Алма- Ату. В 1933 г. был вместе с Г. К. Орджоникидзе в Ясиноватой, в Дебальцево, Луганске, затем в Воронеже, в августе 1933 г. посетил Киев, Жмеринку, Одессу, снова был в Ясиноватой, в ноябре — в Челябинске, оттуда проехал в Орск, Новосибирск и Кузбасс. В январе 1934 г. он знакомился с ходом монтажа первой в стране механизированной горки в Дебальцево. В феврале 1935 г. на станции Клин присутствовал на испытаниях новых локомотивов серий СО и НС. По итогам каждой поездки издавались приказы, проводились совещания руководителей дорог и наркомата, пропагандировался передовой опыт, устранялись недостатки.

И тем не менее железнодорожный транспорт отставал от потребностей народного хозяйства, годовые планы перевозок не выполнялись. А это уже становилось опасным. Германия готовилась к войне. Внимание руководства СССР к железнодорожному транспорту возросло. Уже в июне 1933 г. был утвержден Устав о дисциплине рабочих и служащих железнодорожного транспорта СССР, в июле на дорогах и отделениях создавались политотделы для улучшения воспитательной работы среди железнодорожников. Летом 1933 г. была пересмотрена система заработной платы и нормирования труда на железнодорожном транспорте.

Весной 1935 г. наркомом путей сообщения стал Л.М. Каганович.

А. А. Андреев, будучи секретарем ЦК партии, курировал и работу железнодорожного транспорта. В феврале 1942 г. он стал членом Транспортного комитета при ГКО и выполнял эти обязанности до конца войны. Умер он в 1971 г.

А.Д. Марченко

Свяжитесь с нами
+7 (499) 262-0-262
8-800-775-22-42

107174, Москва, ул. Новая Басманная, д. 2
В будни мы работаем
пн-чт: с 8:30 до 17:30
пт: с 8:30 до 16:15
сб и вс: выходные