Размер шрифта:
A A A
Цвета сайта:
Ц Ц Ц
Изображения:
Закрыть панель
pochet@pochet.ru
+7 (499) 262-0-262, 8-800-775-22-42

Иван Парфенович Спатар

Иван Парфенович Спатар

Старший референт отдела транспорта и связи республиканского правительства

Контакты

Биография

Иван Парфёнович Спатар – личность легендарная. Участник войны, Кавалер четырёх орденов, из которых два ордена Ленина, депутат Верховного Совета БАССР четырёх созывов, Почётный железнодорожник СССР. Он почти 20 лет (с 1963 по 1982 годы) возглавлял 25-тысячный коллектив башкирских железнодорожников. На таких как Спатар, стояла и стоит стальная магистраль После выхода на пенсию и вплоть до ухода из жизни, Иван Парфёнович работал старшим референтом отдела транспорта и связи республиканского правительства. Ему не раз предлагали и более высокие должности. К примеру, возглавить дирекцию по строительству БАМ. Однако он никогда не гнался за почестями и деньгами и остался верен родному отделению. В 1988 году, к 100-летию железных дорог Башкирии, вышла книга «Славные традиции». В ней, в частности, отмечалось, что за последние двадцать пять лет объём работы Башкирского отделения (в пору работы И. П. Спатара) вырос в два раза! Начиная с 1973 года, среднегодовой объём капиталовложений составлял более 30 – тех, советских, тяжеловесных – миллионов рублей! Была введена новая электрифицированная линия Белорецк – Карламан (башкирский БАМ) протяжённостью 203,5 километра. Проведена реконструкция локомотивного депо Дёма. Вошла в строй новая промывочно - пропарочная станция Аллагуват. В Уфе построен новый железнодорожный вокзал. Стал курсировать фирменный поезд «Башкирия». Именно в те годы Башкирское отделение стало осуществлять больше половины всех грузовых перевозок и треть всей тонно – километровой работы на Куйбышевской ордена Ленина железной дороге. Отделение становилось одним из самых высокооснащённых и лучших на всей сети МПС. Иван Парфёнович был убеждён, что начальник отделения дороги должен быть человеком принципиальным и строгим, ибо добродушие может обернуться гибелью сотен людей или многомиллионными убытками. Но никогда не позволял себе повысить тон голоса и не оскорблял своих подчинённых. Наверное, сказывалось и воспитание, полученное в многодетной и дружной сельской семье, где уважение к человеку ценилось больше всего. Правда, это табу не распространялось на тех посетителей, которые пытались решать свои вопросы при помощи «конвертов» и подарков. В этом случае грозный голос Спатара был слышен на всех четырёх этажах отделения, и очередной прохиндей уходил искать «свою мать». Однажды мотриса, в которой руководящий состав Башкирского отделения возвращался с осеннего осмотра, сошла с рельсов и, несколько раз перевернувшись, ушла под откос. Обошлось без жертв, но все командиры получили травмы: переломы, ушибы, ссадины. Но на следующий день все как один пришли на утреннюю оперативку, и никто не обратился за медицинской помощью. «Мы тогда искренне болели за дело, а ходить и показывать врачам свои «служебные болячки» считалось для железнодорожника делом недостойным», - рассказывал Иван Парфёнович. Он, кстати, сломал тогда три ребра. И виду не показывал, как было больно. А ведь ему было тогда уже далеко за 50. «Это был трудовой героизм будней», - говорит ветеран - железнодорожник, бывший начальник отдела гражданских сооружений Башкирского отделения дороги Александр Иванович Долганов. Молодые работники аппарата уважительно называли Спатара «папой», ибо знали, что он накажет за дело, но в обиду своих подчинённых разномастным комиссиям не отдаст. И если на работе Иван Парфёнович был человеком строгих правил, то дома — заботливым отцом, внимательным мужем, любящим дедом. Он знал наизусть практически всего Расула Гамзатова, владел английским, рисовал, замечательно исполнял украинские народные песни, а в редкие выходные любил повозиться в саду. В мир иной ушёл неожиданно и быстро, как уходят благородные люди – сердце не выдержало многолетней нагрузки. В последний январский день 1985 года на уфимской улице Карла Маркса было остановлено автомобильное движение. Тысячи уфимцев, среди которых были не только железнодорожники, провожали в последний путь легендарного Спатара. Память об ушедшем человеке живёт ровно столько, сколько о нём помнят люди. Полина, 11-летняя внучка Ивана Парфёновича, никогда не видела своего деда, но его портрет стоит у неё на столе. А на День Победы и в День железнодорожника она обязательно чистит бархоткой его многочисленные награды. И мечтает работать на железной дороге – фамилия обязывает.

Мы будем рады ответить на все Ваши вопросы!

Позвоните нам и мы постараемся Вам помочь! +7 (499) 262-02-62