Размер шрифта:
A A A
Цвета сайта:
Ц Ц Ц
Изображения:
Закрыть панель
pochet@pochet.ru
+7 (499) 262-0-262, 8-800-775-22-42

Виктор Ефимович Бирюков

Виктор Ефимович Бирюков

Председатель Госплана СССР

Контакты

Биография

Родился 24 марта 1912 года в г. Рузаевка. Любовь к железным дорогам Вите Бирюкову привил отец – машинист Куйбышевской магистрали. Город Рузаевка был крупным железнодорожным узлом, а отец иногда брал сына с собой в поездку до Пензы, рассказывал, как вести паровоз, и даже давал подержаться за реверс. «Это был просто восторг, - вспоминает Виктор Ефимович. – Мне казалось, что мчится не поезд. А это я лечу!» Старший из шести детей в семье выбрал для себя техникум путей сообщения. Работал кочегаром, помощником машиниста. В 1931 году Виктор Ефимович окончил техникум и работал монтером по ремонту паровозов в депо Конотоп. Отслужил в Железнодорожных войсках, потом учился в Московской Академии железнодорожного транспорта имени Сталина, но перед самой войной ее закрыли, и нужно было трудоустраиваться. «Слушай, тебе поручение от товарища Когановича: поезжай-ка начальном паровозного депо в Малоярославец. Предприятие ответственное. На главном ходу. Но надо, чтобы оно реально заработало. Каганович так и сказал: «Найди парня, который мог бы выправить там положение». Я порекомендовал тебя…» - выручил начальник Московской дороги Васильев. Осенью 1941 года Виктор Бирюков, в то время начальник паровозного депо в Малоярославце занимался эвакуацией паровозного и вагонного хозяйства. В середине октября, когда город был уже фактически оккупирован, ему оставалось отправить последний состав из 70 вагонов. В нем разместились железнодорожники и их семьи, не успевшие эвакуироваться. Всего около 200 человек. Замыкали состав платформы, груженные секретной техникой. Бирюков дал команду к отправлению, когда железнодорожный переезд уже пересекала колонна немецких мотоциклистов. И тут выяснилось, что … машиниста нет. Он побежал проститься с отцом, который отказался уезжать. И тогда Бирюков сам встал за правое крыло локомотива. Поезд прибыл в Москву, не потеряв ни одного человека. «У меня в жизни было много счастливых моментов, - говорит Виктор Ефимович. – Но то счастье, которое я испытал тогда, можно сравнить только с Победой». После окончания Московского электромеханического института его назначили начальником отделения Московско-Киевской железной дороги. Это было время технической революции на железнодорожном транспорте – перехода с паровой на электрическую и тепловую тягу, автоматизация сортировочных станций. И первым большим делом, которое поручили ему, была электрификация участка Ожерелье – Павелец протяженностью 137 км. «Дорога проходила там по пересеченной местности. – вспоминает Бирюков. – Понятно, трудностей было немало. Но мы со всем этим справились за два года. В ноябре 1956 года поезд из ожерелья на электротяге отправился на станцию Павелец. На перроне его встречали сотни жителей города. Люди поздравляли друг друга с тем, что начинается новая эра на железнодорожном транспорте». В 1963 году Виктор Ефимович возглавил в Госплане подотдел планирования железнодорожного транспорта. В нем было вначале пять человек, потом их стало восемь. Прямо скажем, негусто, если учесть, что занимались они разработкой планов развития железнодорожного транспорта Советского Союза. Кстати, глава Госплана сам пришел знакомиться с работой подотдела, что привело чиновников в шок. Транспорту в это время уделялось много внимания, а показатели его работы становились индикатором жизни страны. Один из руководителей государства, когда ему приносили ежедневный доклад о состоянии экономики, говорил: «Не надо мне ваших многочисленных записей, дайте две цифры: сколько и каких отправлено грузов и сколько перевезено пассажиров. И я сразу пойму, чем живет страна…». А в 1976 году по распоряжению предсовмина была введена должность заместителя председателя Госплана СССР. Ведающего вопросами транспорта. И назначили на эту высокую должность Бирюкова. «Мне приходилось не раз выступать на совещаниях с участием Косыгина в дискуссиях по вопросам перевозок грузов и пассажиров, - вспоминает Виктор Ефимович. – И не было случая, чтобы он не выслушал или оборвал. Он всегда подчеркивал важность железнодорожного транспорта для экономики страны». В этом году Виктор Ефимович отметил свой 102 день рождения. Железная дорога по-прежнему живет в сердце этого человека. За свою ответственную и многолетнюю работу на железнодорожном транспорте Виктор Ефимович имеет много наград: ордена Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного знамени, «Знак Почета», Отечественной войны II степени¸ награжден высокой наградой президента страны – «За развитие железных дорог».

Мы будем рады ответить на все Ваши вопросы!

Позвоните нам и мы постараемся Вам помочь! +7 (499) 262-02-62